Правила поведения при пожаре в самолете
Время прочтения:Каждый, кто хоть раз летал на самолете, обращал внимание, что над каждым креслом и в туалетной кабине висят таблички «Не курить». Наверное, любому человеку в этот момент приходит в голову мысль: «Что если в самолете, где я нахожусь, начнется пожар? Что делать в таком случае?»
В этой статье мы ответим на данные вопросы и расскажем о правилах пожарной безопасности на борту.
Почему в самолете может случиться пожар?
Прежде, чем мы начнем говорить о возможных причинах возгорания, отметим, что в целом пожары в самолетах — не слишком частое явление. Поэтому не стоит слишком бояться этого.
Тем не менее, причины пожара могут быть следующими:
- различные сбои оборудования на борту — например, проблемы с электроприборами;
- возгорание при жесткой и аварийной посадке — все мы помним страшную трагедию, случившуюся в мае 2019 года в московском аэропорту «Шереметьево», когда самолет загорелся уже после приземления;
- человеческий фактор — курение на борту, неправильное использование электронных девайсов и т.д.
Перед полетом
Для того, чтобы выжить при пожаре в самолете, нужно не только знать правила поведения, если возгорание уже случилось, но и подготовиться заранее:
- внимательно слушайте инструктаж экипажа перед взлетом, главное — запомнить, где находится ближайший к вам аварийный выход (и второй, на случай, если к первому будет невозможно пробраться);
- рекомендуется посчитать кресла до выхода (это пригодится вам, если в салоне будет сильное задымление и придется выбираться на ощупь и по светящейся дорожке на полу);
- имейте при себе бутылочку воду и не выпивайте ее полностью — если случится пожар, нужно будет намочить любую ткань, чтобы комфортнее дышать при задымлении;
- не загромождайте проходы личными вещами — ручную кладь лучше убрать на верхнюю полку, так как она может сыграть роковую роль при экстренном выходе, особенно коварны лямки рюкзаков, лежащих под впереди стоящим креслом — за них можно сильно запнуться и упасть;
- самые опасные части полета — взлет и посадка, в это время нужно сидеть в обуви, без наушников, желательно не спать.
Будьте бдительны
В самолете действует то же правило, что и на земле. Чем раньше обнаружен пожар, тем лучше! Поэтому если вы почувствовали запах дыма, горящей проводки или пластика, резкое повышение температуры в салоне, неадекватный нагрев каких-либо частей самолета, немедленно сообщайте об этом бортпроводнику.
Некоторые люди стесняются выглядеть паникерами, но это тот случай, когда лучше перестраховаться и поднять ложную тревогу, чем пропустить начало возгорания.
Что делать в случае пожара в самолете?
Теперь мы расскажем, как выжить, если пожар все же начался:
- Все правила безопасности начинаются с этого пункта — не паникуйте. Сделать это довольно сложно. Но нужно собраться, действовать быстро, решительно и без истерик.
- Внимательно слушайте рекомендации экипажа и четко следуйте им. Эти люди — профессионалы, обученные помогать пассажирам в экстренных ситуациях. Поверьте, они лучше знают, что делать.
- Доказано, что пассажиры на автомате двигаются к тому выходу, через который они входили в салон. Но нужно идти к ближайшему.
- При сильном задымлении рекомендуется прикрыть рот и нос влажной тканью и наклоняться как можно ниже к полу, дым поднимается вверх, снизу будет легче дышать. Можно выбираться даже ползком.
- Если намочить ткань нечем, дышите через сухую. Она пропускает намного больше продуктов сгорания, но все же уберегает вас хотя бы от части.
- Последние два года у всех людей есть с собой маски — это отличный и удобный вариант: намочите ее и наденьте, тогда у вас будут свободны руки!
- Если видимости в салоне нет, нужно ориентироваться на светящиеся дорожки на полу, а также на голос бортпроводников. Они в аварийной ситуации стоят у выходов и громко, четко произносят: «Ко мне! На выход! Прыгайте! Съезжайте! Убегайте!»
- Нередко люди покидают салон через специальные надувные трапы. На это у вас есть всего полторы минуты. Поэтому нужно не создавать суету в дверях, а быстро выпрыгивать из них. Именно выпрыгивать, а не скатываться, будто с горки на детской площадке.
- В случае аварийной посадки нужно обязательно быть в обуви (исключение — туфли на каблуках, их придется снять, так как они могут травмировать и владельца, и окружающих). Лучше снять с себя синтетическую одежду и все, что может легко загореться (например, капроновые колготки и другие плотно прилегающие к телу вещи).
- Если есть возможность прикрыть незащищенные участки кожи плотной тканью, нужно сделать это.
- Если пожар начался во время полета, нужно осознать, что посадка будет жесткой. Следуйте инструкциям экипажа, примите правильную позу на кресле, закрыв голову и сгруппировавшись.
- При жесткой посадке иногда выскакивают кислородные маски. Их не нужно трогать, так как добавить к горящему самолету кислорода — плохая идея, от кислорода горение только ускорится.
- Никогда не берите с собой ручную кладь при эвакуации! Да, вещи очень жаль, но гораздо важнее спасти себя!
- Если проход завален, нужно опускать вниз спинки кресел и пробираться к выходу по ним.
- В том случае, если пожар локализован возле ближайшего к вам выхода, придется пробираться к другому.
- Когда вам удалось покинуть самолет, нужно отбежать от него как можно дальше, лечь на землю и прикрыть голову — это спасет в случае взрыва.
Вероятность пожара в воздухе?
Итак, если самолет уже на земле, более-менее ясно, что делать. Но что если пожар начался в воздухе?
Для начала несколько приятных новостей. Во-первых, такое случается крайне редко, так как во время полета практически не бывает подходящих для этого условий. Во-вторых, несмотря на то, что самолеты сгорают достаточно быстро, в них есть отличные автоматические системы пожаротушения. Например, если пожар начался в полете в каком-то отсеке, сработают датчики и все зальет пеной.
Даже загоревшийся двигатель достаточно легко тушат эти автоматические системы. Его просто отключают, а на другом (или других) самолет совершает аварийную, но, как правило, вполне безопасную для жизни посадку.
Единственная опасность, которая подстерегает пассажиров при таких «внешних» пожарах — продукты сгорания. Тут важно делать все то же самое: намочить тряпку и дышать через нее. Можно сесть так, чтобы голова была как можно ниже — у колен. Персонал будет ходить по салону и давать воду тем, у кого ее нет.
Если же пожар начался внутри салона, тут самое важное — вовремя заметить возгорание и потушить его. Этому обучены бортпроводники, в салоне есть огнетушители, в конце концов, вода. Поэтому главное — не зевать и сразу же сообщить экипажу, если у вас есть подозрения, что кто-то покурил в туалете, или вы чувствуете запах дыма.
Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”
Метки: #пожарная безопасность, #огнезащита, #противопожарная безопасность
07.03.2022, 11174 просмотра Поделиться: