Правила поведения при пожаре в самолете

Время прочтения:

Каждый, кто хоть раз летал на самолете, обращал внимание, что над каждым креслом и в туалетной кабине висят таблички «Не курить». Наверное, любому человеку в этот момент приходит в голову мысль: «Что если в самолете, где я нахожусь, начнется пожар? Что делать в таком случае?»

В этой статье мы ответим на данные вопросы и расскажем о правилах пожарной безопасности на борту.

Пожар в самолете

Почему в самолете может случиться пожар?

Прежде, чем мы начнем говорить о возможных причинах возгорания, отметим, что в целом пожары в самолетах — не слишком частое явление. Поэтому не стоит слишком бояться этого.

Тем не менее, причины пожара могут быть следующими:

  • различные сбои оборудования на борту — например, проблемы с электроприборами;
  • возгорание при жесткой и аварийной посадке — все мы помним страшную трагедию, случившуюся в мае 2019 года в московском аэропорту «Шереметьево», когда самолет загорелся уже после приземления;
  • человеческий фактор — курение на борту, неправильное использование электронных девайсов и т.д.

Перед полетом

Для того, чтобы выжить при пожаре в самолете, нужно не только знать правила поведения, если возгорание уже случилось, но и подготовиться заранее:

  • внимательно слушайте инструктаж экипажа перед взлетом, главное — запомнить, где находится ближайший к вам аварийный выход (и второй, на случай, если к первому будет невозможно пробраться);
  • рекомендуется посчитать кресла до выхода (это пригодится вам, если в салоне будет сильное задымление и придется выбираться на ощупь и по светящейся дорожке на полу);
  • имейте при себе бутылочку воду и не выпивайте ее полностью — если случится пожар, нужно будет намочить любую ткань, чтобы комфортнее дышать при задымлении;
  • не загромождайте проходы личными вещами — ручную кладь лучше убрать на верхнюю полку, так как она может сыграть роковую роль при экстренном выходе, особенно коварны лямки рюкзаков, лежащих под впереди стоящим креслом — за них можно сильно запнуться и упасть;
  • самые опасные части полета — взлет и посадка, в это время нужно сидеть в обуви, без наушников, желательно не спать.

Будьте бдительны

В самолете действует то же правило, что и на земле. Чем раньше обнаружен пожар, тем лучше! Поэтому если вы почувствовали запах дыма, горящей проводки или пластика, резкое повышение температуры в салоне, неадекватный нагрев каких-либо частей самолета, немедленно сообщайте об этом бортпроводнику.

Некоторые люди стесняются выглядеть паникерами, но это тот случай, когда лучше перестраховаться и поднять ложную тревогу, чем пропустить начало возгорания.

салон самолета

Что делать в случае пожара в самолете?

Теперь мы расскажем, как выжить, если пожар все же начался:

  1. Все правила безопасности начинаются с этого пункта — не паникуйте. Сделать это довольно сложно. Но нужно собраться, действовать быстро, решительно и без истерик.
  2. Внимательно слушайте рекомендации экипажа и четко следуйте им. Эти люди — профессионалы, обученные помогать пассажирам в экстренных ситуациях. Поверьте, они лучше знают, что делать.
  3. Доказано, что пассажиры на автомате двигаются к тому выходу, через который они входили в салон. Но нужно идти к ближайшему.
  4. При сильном задымлении рекомендуется прикрыть рот и нос влажной тканью и наклоняться как можно ниже к полу, дым поднимается вверх, снизу будет легче дышать. Можно выбираться даже ползком.
  5. Если намочить ткань нечем, дышите через сухую. Она пропускает намного больше продуктов сгорания, но все же уберегает вас хотя бы от части.
  6. Последние два года у всех людей есть с собой маски — это отличный и удобный вариант: намочите ее и наденьте, тогда у вас будут свободны руки!
  7. Если видимости в салоне нет, нужно ориентироваться на светящиеся дорожки на полу, а также на голос бортпроводников. Они в аварийной ситуации стоят у выходов и громко, четко произносят: «Ко мне! На выход! Прыгайте! Съезжайте! Убегайте!»
  8. Нередко люди покидают салон через специальные надувные трапы. На это у вас есть всего полторы минуты. Поэтому нужно не создавать суету в дверях, а быстро выпрыгивать из них. Именно выпрыгивать, а не скатываться, будто с горки на детской площадке.
  9. В случае аварийной посадки нужно обязательно быть в обуви (исключение — туфли на каблуках, их придется снять, так как они могут травмировать и владельца, и окружающих). Лучше снять с себя синтетическую одежду и все, что может легко загореться (например, капроновые колготки и другие плотно прилегающие к телу вещи).
  10. Если есть возможность прикрыть незащищенные участки кожи плотной тканью, нужно сделать это.
  11. Если пожар начался во время полета, нужно осознать, что посадка будет жесткой. Следуйте инструкциям экипажа, примите правильную позу на кресле, закрыв голову и сгруппировавшись.
  12. При жесткой посадке иногда выскакивают кислородные маски. Их не нужно трогать, так как добавить к горящему самолету кислорода — плохая идея, от кислорода горение только ускорится.
  13. Никогда не берите с собой ручную кладь при эвакуации! Да, вещи очень жаль, но гораздо важнее спасти себя!
  14. Если проход завален, нужно опускать вниз спинки кресел и пробираться к выходу по ним.
  15. В том случае, если пожар локализован возле ближайшего к вам выхода, придется пробираться к другому.
  16. Когда вам удалось покинуть самолет, нужно отбежать от него как можно дальше, лечь на землю и прикрыть голову — это спасет в случае взрыва.

Аварийный выход в самолете

Вероятность пожара в воздухе?

Итак, если самолет уже на земле, более-менее ясно, что делать. Но что если пожар начался в воздухе?

Для начала несколько приятных новостей. Во-первых, такое случается крайне редко, так как во время полета практически не бывает подходящих для этого условий. Во-вторых, несмотря на то, что самолеты сгорают достаточно быстро, в них есть отличные автоматические системы пожаротушения. Например, если пожар начался в полете в каком-то отсеке, сработают датчики и все зальет пеной.

Даже загоревшийся двигатель достаточно легко тушат эти автоматические системы. Его просто отключают, а на другом (или других) самолет совершает аварийную, но, как правило, вполне безопасную для жизни посадку.

Единственная опасность, которая подстерегает пассажиров при таких «внешних» пожарах — продукты сгорания. Тут важно делать все то же самое: намочить тряпку и дышать через нее. Можно сесть так, чтобы голова была как можно ниже — у колен. Персонал будет ходить по салону и давать воду тем, у кого ее нет.

Если же пожар начался внутри салона, тут самое важное — вовремя заметить возгорание и потушить его. Этому обучены бортпроводники, в салоне есть огнетушители, в конце концов, вода. Поэтому главное — не зевать и сразу же сообщить экипажу, если у вас есть подозрения, что кто-то покурил в туалете, или вы чувствуете запах дыма.

Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”


Метки: #пожарная безопасность, #огнезащита, #противопожарная безопасность

07.03.2022, 9959 просмотров

Поделиться:

Статьи об огнезащите

Все статьи
  • Все об инсинераторах и их огнезащите

    Инсинераторами называют специальные печи и другие подобные им устройства, предназначенные для утилизации отходов (преимущественно органических) путем сжигания. Они встречаются на различных предприятиях, в частности, в отрасли пищевой промышленности, на птицефабриках, а также в лабораториях, медицинских учреждениях, ветеринарных клиниках и т.д.

    Подробнее
  • Все о потолочно-проходных узлах

    Любая постройка, в которой имеется печь, будь то баня или дом, обязательно должна быть защищена от огня. Безусловно, большое внимание нужно уделить изоляции топки и дымовой трубы. Но отдельно следует остановиться на потолочно-проходном узле. Так называют точку прохода дымохода через кровлю, а также конструкцию, защищающую горючие материалы от перегрева и возгорания.

    Подробнее
  • Огнезащитные штукатурки: особенности, виды, применение

    Одной из разновидностей огнезащиты является огнестойкая штукатурка. Нанесение специальной штукатурки на горючие поверхности для повышения их устойчивости к воздействию огня считается одной из самых старых методик.

    Подробнее