Пожарная безопасность железнодорожных вокзалов
Время прочтения:Безопасность пассажиров — приоритетная задача всего цикла железнодорожных перевозок. В вопросах, касающихся противопожарной безопасности, большую роль играют не только мероприятия по защите самих поездов, но и работы по огнезащите станций и вокзалов.
Железнодорожные вокзалы считаются объектами повышенной пожарной опасности из-за сложной технической оснащенности, ограниченного режима доступа, большого скопления людей и других факторов, с одной стороны повышающих риск возгорания и ущерба, а с другой — затрудняющие процесс тушения огня. Именно поэтому очень большое внимание уделяется превентивным противопожарным мерам.
Разновидности станций и вокзалов
Перед тем, как мы приступим к изучению вопросов организации мер противопожарной безопасности, рассмотрим, какие типы вокзалов бывают:
- пассажирские — на них формируются и отправляются составы для пассажирских перевозок, осуществляется торговля билетами и другие виды обслуживания людей;
- грузовые — они предназначены для приема, отправления и обработки грузов в больших объемах, а также для подготовки к работе подвижного состава и путей;
- сортировочные — вспомогательные станции, предназначенные для обслуживания грузовых поездов.
В вопросах пожарной безопасности важную роль играет размер, а точнее вместительность вокзала. С этой точки зрения они бывают:
- малые — одновременно могут обслуживаться до 200 человек;
- средние — возможно одновременное пребывание до 700 человек;
- большие — рассчитаны на обслуживание до 1500 пассажиров;
- крупные — вмещают более 1500 пассажиров.
Требования противопожарной безопасности в выборе отделочных материалов
Основной способ обеспечения противопожарной защиты — выбор подходящих по степени огнезащиты материалов. В этом вопросе к зданиям вокзалов предъявляют следующие требования:
- залы ожидания отделываются исключительно покрытиями класса КМ0 (в эту группу входят негорючие, полностью безопасные покрытия);
- для эвакуационных путей (в частности стен и потолка) также используются только негорючие материалы, лишь для холлов, фойе и общих коридоров можно применять составы класса КМ1, куда входят слабогорючие покрытия, однако лучше также выбирать огнестойкие материалы;
- чем выше класс пожарной опасности полов, тем лучше, однако допускается категория КМ1 для вестибюлей, лифтовых холлов и лестничных клеток и КМ2 для фойе, холлов и коридоров;
- для разделения подземных и надземных этажей используют перегородки с пределом огнестойкости REI 150 (так называют конструкции первого типа, способные в случае пожара сохранять свою целостность, несущую и теплоизолирующую способности на протяжении 150 минут).
Организационные требования к пространству
Для того, чтобы люди могли спокойно и беспрепятственно покинуть помещение в случае возгорания, а бригада спасателей — потушить пламя, нужно соблюдать следующие нормы:
- если в здании вокзала есть отель и автостоянка, они должны представлять собой отдельный пожарный отсек с собственными эвакуационными коридорами;
- важно обеспечить свободный проезд пожарных машин к вокзалу, при этом железнодорожные пути могут также использоваться для этих целей;
- на прилегающей территории важно заложить как минимум четверть квадратного метра на человека, исходя из предполагаемого числа пассажиров (и тут нам пригодятся знания о вместительности вокзала);
- в цокольном этаже могут быть любые помещения для людей, за исключением комнаты матери и ребенка, а также мест отдыха, при проектировании необходимо соблюдать все требования противопожарной безопасности, которые предъявляются к таким помещениям;
- в подвале можно размещать вспомогательные, технические помещения, а также камеры хранения, туалеты и т.д.;
- комнаты отдыха для длительного пребывания, а также комнаты матери и ребенка можно не выделять в отдельный пожарный отсек, если они находятся на первом этаже вокзала с открытым доступом к выходу на улицу, в противном случае, они выделяются в самостоятельный отсек;
- крайне важно проработать систему оповещения, с помощью которой люди будут проинформированы о пожаре, а также о том, как им быстро эвакуироваться — для одноэтажных зданий подходят системы 3 типа, для многоэтажных — 4 или 5 типа;
- камеры хранения должны быть оборудованы автоматической системой пожаротушения, если находятся на подземных этажах, и если находятся на надземных при площади более 300 квадратных метров (если площадь меньше, то необходима пожарная сигнализация);
- аналогичные требования (как и к камерах хранения) предъявляются к складам любых горючих материалов.
Правила противопожарного режима
Для того, чтобы жизнь вокзала протекала спокойно, нужно предусмотреть несколько важных мер, обеспечивающих противопожарный режим:
- во всех помещениях размещают планы эвакуации, важно, чтобы они находились в пределах видимости пассажиров и сотрудников;
- на территории нельзя продавать и использовать любые пиротехнические изделия;
- курение на станциях запрещено, оно разрешено только в местах, которые должны быть помечены специальным знаком;
- раз в полгода проводятся учения, на которых отрабатываются навыки эвакуации;
- раз в пять лет проводится проверка путей эвакуации — лестниц, в том числе наружных, ограждений и т.д.;
- на путях эвакуации нельзя устанавливать предметы, загромождающие проход, препятствующие свободному перемещению людей и сужающие заложенные в проект коридоры;
- все двери в эвакуационных коридорах должны легко и беспрепятственно без ключа открываться изнутри;
- персонал вокзала снабжается ручными фонарями;
- любые горючие вещества (включая обычные окурки) запрещено выбрасывать на охранной зоне дорог, чтобы избежать возгорания;
- все горючие жидкости в случае их разлива на пути, должны быстро удаляться, допускается также засыпать их песком или землей;
- полосы отвода необходимо своевременно очищать от любого мусора, который может стать причиной возгорания — веток, валежника, старых шпал, ненужных стройматериалов и т.д..
Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”
Метки: #противопожарная безопасность, #пожарная безопасность, #пожарная безопасность вокзалов, #правила пожарной безопасности, #огнезащита вокзалов
06.06.2022, 1905 просмотров Поделиться: