Пожарная безопасность железнодорожных вокзалов

Безопасность пассажиров — приоритетная задача всего цикла железнодорожных перевозок. В вопросах, касающихся противопожарной безопасности, большую роль играют не только мероприятия по защите самих поездов, но и работы по огнезащите станций и вокзалов.

Железнодорожные вокзалы считаются объектами повышенной пожарной опасности из-за сложной технической оснащенности, ограниченного режима доступа, большого скопления людей и других факторов, с одной стороны повышающих риск возгорания и ущерба, а с другой — затрудняющие процесс тушения огня. Именно поэтому очень большое внимание уделяется превентивным противопожарным мерам.

Разновидности станций и вокзалов

Перед тем, как мы приступим к изучению вопросов организации мер противопожарной безопасности, рассмотрим, какие типы вокзалов бывают:

  • пассажирские — на них формируются и отправляются составы для пассажирских перевозок, осуществляется торговля билетами и другие виды обслуживания людей;
  • грузовые — они предназначены для приема, отправления и обработки грузов в больших объемах, а также для подготовки к работе подвижного состава и путей;
  • сортировочные — вспомогательные станции, предназначенные для обслуживания грузовых поездов.

В вопросах пожарной безопасности важную роль играет размер, а точнее вместительность вокзала. С этой точки зрения они бывают:

  • малые — одновременно могут обслуживаться до 200 человек;
  • средние — возможно одновременное пребывание до 700 человек;
  • большие — рассчитаны на обслуживание до 1500 пассажиров;
  • крупные — вмещают более 1500 пассажиров.

Требования противопожарной безопасности в выборе отделочных материалов

Основной способ обеспечения противопожарной защиты — выбор подходящих по степени огнезащиты материалов. В этом вопросе к зданиям вокзалов предъявляют следующие требования:

  1. залы ожидания отделываются исключительно покрытиями класса КМ0 (в эту группу входят негорючие, полностью безопасные покрытия);
  2. для эвакуационных путей (в частности стен и потолка) также используются только негорючие материалы, лишь для холлов, фойе и общих коридоров можно применять составы класса КМ1, куда входят слабогорючие покрытия, однако лучше также выбирать огнестойкие материалы;
  3. чем выше класс пожарной опасности полов, тем лучше, однако допускается категория КМ1 для вестибюлей, лифтовых холлов и лестничных клеток и КМ2 для фойе, холлов и коридоров;
  4. для разделения подземных и надземных этажей используют перегородки с пределом огнестойкости REI 150 (так называют конструкции первого типа, способные в случае пожара сохранять свою целостность, несущую и теплоизолирующую способности на протяжении 150 минут).

Организационные требования к пространству

Для того, чтобы люди могли спокойно и беспрепятственно покинуть помещение в случае возгорания, а бригада спасателей — потушить пламя, нужно соблюдать следующие нормы:

  • если в здании вокзала есть отель и автостоянка, они должны представлять собой отдельный пожарный отсек с собственными эвакуационными коридорами;
  • важно обеспечить свободный проезд пожарных машин к вокзалу, при этом железнодорожные пути могут также использоваться для этих целей;
  • на прилегающей территории важно заложить как минимум четверть квадратного метра на человека, исходя из предполагаемого числа пассажиров (и тут нам пригодятся знания о вместительности вокзала);
  • в цокольном этаже могут быть любые помещения для людей, за исключением комнаты матери и ребенка, а также мест отдыха, при проектировании необходимо соблюдать все требования противопожарной безопасности, которые предъявляются к таким помещениям;
  • в подвале можно размещать вспомогательные, технические помещения, а также камеры хранения, туалеты и т.д.;
  • комнаты отдыха для длительного пребывания, а также комнаты матери и ребенка можно не выделять в отдельный пожарный отсек, если они находятся на первом этаже вокзала с открытым доступом к выходу на улицу, в противном случае, они выделяются в самостоятельный отсек;
  • крайне важно проработать систему оповещения, с помощью которой люди будут проинформированы о пожаре, а также о том, как им быстро эвакуироваться — для одноэтажных зданий подходят системы 3 типа, для многоэтажных — 4 или 5 типа;
  • камеры хранения должны быть оборудованы автоматической системой пожаротушения, если находятся на подземных этажах, и если находятся на надземных при площади более 300 квадратных метров (если площадь меньше, то необходима пожарная сигнализация);
  • аналогичные требования (как и к камерах хранения) предъявляются к складам любых горючих материалов.

Правила противопожарного режима

Для того, чтобы жизнь вокзала протекала спокойно, нужно предусмотреть несколько важных мер, обеспечивающих противопожарный режим:

  • во всех помещениях размещают планы эвакуации, важно, чтобы они находились в пределах видимости пассажиров и сотрудников;
  • на территории нельзя продавать и использовать любые пиротехнические изделия;
  • курение на станциях запрещено, оно разрешено только в местах, которые должны быть помечены специальным знаком;
  • раз в полгода проводятся учения, на которых отрабатываются навыки эвакуации;
  • раз в пять лет проводится проверка путей эвакуации — лестниц, в том числе наружных, ограждений и т.д.;
  • на путях эвакуации нельзя устанавливать предметы, загромождающие проход, препятствующие свободному перемещению людей и сужающие заложенные в проект коридоры;
  • все двери в эвакуационных коридорах должны легко и беспрепятственно без ключа открываться изнутри;
  • персонал вокзала снабжается ручными фонарями;
  • любые горючие вещества (включая обычные окурки) запрещено выбрасывать на охранной зоне дорог, чтобы избежать возгорания;
  • все горючие жидкости в случае их разлива на пути, должны быстро удаляться, допускается также засыпать их песком или землей;
  • полосы отвода необходимо своевременно очищать от любого мусора, который может стать причиной возгорания — веток, валежника, старых шпал, ненужных стройматериалов и т.д..

Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”


Метки: #противопожарная безопасность, пожарная безопасность, пожарная безопасность вокзалов, правила пожарной безопасности, огнезащита вокзалов

06.06.2022, 33 просмотра

Поделиться:

Статьи об огнезащите

Все статьи
  • Как правильно изолировать перекрытие. Проход дымохода через крышу

    Место прохода дымохода называют потолочной разделкой, потолочно-проходным узлом. Эта точка так важна, потому что в ней наблюдается особенная близость горючих строительных конструкций и источника нагрева (самой трубы), поэтому риск возгорания возрастает в разы. Качественная изоляция дымохода в перекрытии позволяет существенно снизить температуру нагрева горючих материалов, а значит, свести к минимуму риск воспламенения.

    Подробнее
  • Изоляция печной трубы на крыше. Гидроизоляция и огнезащита

    В загородных домах и на дачах почти всегда встречаются печи или камины. Для того, чтобы эти отопительные приборы были полностью безопасны, работали надежно, качественно и эффективно, очень важно провести противопожарную изоляцию не только топки, но печной трубы. Кроме того, отдельное внимание стоит уделить ее гидроизоляции. Обо всем этом, а также о том, где именно размещать дымоход, мы поговорим в этой статье.

    Подробнее
  • Использование дронов при тушении пожаров

    На всем протяжении истории люди боролись с пожарами, а средства пожаротушения претерпевали изменения. С развитием технологий, новые методики внедрялись и в сферу борьбы с огнем. В последние годы одним из самых оригинальных решений стало использование дронов при тушении пожаров.

    Подробнее