Огнезащита мостов
Время прочтения:В любом городе, где есть река, есть и мосты. Например, в Москве — 452 моста, а в Санкт-Петербурге — 800. Мосты бывают разными — автомобильными, пешеходными, железнодорожными, велосипедными, комбинированными и т.д. Независимо от типа, все они должны быть защищены от огня. Потому что если по какой-то причине на мосту начнется возгорание, очень важно, чтобы его стойкости хватило, во-первых, на то, чтобы все находящиеся на поверхности могли покинуть территорию, а во-вторых, чтобы он мог достоять до приезда пожарных.
Что такое огнезащита мостов?
Огнезащита мостов — это специальная обработка различных его конструкций, направленная на повышение их устойчивости к воздействию огня и высоких температур.
Главная опасность, которая ждет любой мост, который не прошел такую обработку — обрушение. Дело в том, что материалы, из которых строят такое сооружение могут быть не слишком устойчивыми к огню (например, есть деревянные мосты, да и железобетон, который часто используется для их возведения тоже нельзя назвать способным выдерживать длительное воздействие пламени — горит он не слишком хорошо, но зато может разрушиться).
Естественно, выбор огнезащиты для моста зависит от того, из какого материала он сделан.
Мосты из железобетона
Железобетонные мосты считаются одними из самых популярных. Главная их особенность — комбинированный состав. Бетон отлично способен сопротивляться нагрузкам на сжатие, а металлический, армированный каркас справляется с нагрузками на растяжение. В результате получается надежная и прочная конструкция.
К преимуществам также относится долговечность и достаточно низкая цена. К недостаткам — то, что бетон со временем растрескивается и может начаться деформация.
В таких мостах нередко используют и сталь — для изготовления мостовых ферм. Это материал очень высокой прочности, который можно использовать для создания длинных пролетов, а монтаж отличается простотой и высокой скоростью. Минус стали заключается в том, что она подвержена коррозии, поэтому очень важно, чтобы материал был специальным образом обработан.
Огнезащита металлоконструкций моста обычно представляет собой нанесение на него специальных покрытий, способных увеличить стойкость материала к воздействию огня и высоких температур. Это могут быть:
- специальные вспучивающиеся краски — в обычном состоянии они выглядят, как декоративное покрытие, но если начнется пожар, они мгновенно увеличатся в объеме и создадут защитный слой, который не позволит металлу раскалиться и начать деформироваться;
- плотные штукатурки, которые наносятся достаточно толстым слоем и представляют собой нечто вроде теплоизоляции, опять же, защищая конструкцию от перегрева;
- реже, но все же используются рулонные материалы и покрытия в виде плит, которые создают физическую защиту между источником жара и самими мостом.
Бетон, который используется в железобетонных конструкциях, как правило, сам является способом защиты каркаса от огня. Отдельная огнезащита бетона требуется в том случае, если его толщины недостаточно для того, чтобы с достоинством выполнять свою роль. В такой ситуации используются все те же методы защиты — покрытие краской, штукатуркой или облицовка огнестойкими материалами.
Мосты из древесины
Деревянные мосты появились намного раньше железобетонных. Они используются по сей день (чаще всего — древесина сосны), хотя существенно уступают в долговечности и качестве более прочным, железобетонным конструкциям.
Главные преимущества дерева — небольшой вес, простота обработки, невысокая стоимость. Главные недостатки — относительно короткий срок эксплуатации, склонность к гниению и подверженность воздействию жучков. И, конечно, горючесть.
Для того, чтобы защитить деревянные конструкции моста от пожара, древесина должна подвергаться специальной обработке. Эти меры сводятся к одному из вариантов:
- К тому, чтобы конструкция становилась самозатухаемой. То есть, если начнется возгорание, то древесина не вспыхнет, огонь не станет распространяться по мосту, а место возгорания просто обуглится и перестанет гореть. Имеются в виду всевозможные пропитки.
- Обработка красками и лаками. Метод, аналогичный с покрытием железобетонных конструкций. Вспучивающиеся материалы не дают конструкции загореться, защищают ее от перегрева и тления.
- Облицовка огнестойкими покрытиями в виде плит или рулонов. Метод также соответствует описанному ранее в разделе про железобетонные мосты.
Интересный факт! Считается, что самый первый в истории человечества мост был именно деревянным. И представлял собой… простой ствол дерева, удачно упавшего так, чтобы соединить собой два берега небольшой речки.
Часто ли случаются пожары на мостах?
Пожар на мосту — не самое распространенное явление. Сам по себе мост загорается не часто. Обычно это случается из-за серьезных аварий, когда возгорание начинается в попавших в беду автомобилях. Дорожно-транспортные происшествия могут привести к тому, что машина загорится и даже взорвется, а сильный ветер может перебросить пламя на конструкции моста.
В декабре 2021 года страшный, но быстрый пожар случился на Гренадерском мосту Санкт-Петербурга. Горел автомобиль «Форд», его потушили за 10 минут, огонь не повредил сам мост. А 1,5 годами раньше на одном из мостов Северной столицы сгорел автобус — к счастью, никто не пострадал (и мост тоже остался цел).
Также было зафиксировано несколько случаев, когда загорались светофоры и провода на мостах, либо — различное оборудование при строительстве. Например, около 10 лет назад во Владивостоке несколько часов горел мост через бухту Золотой рог. Площадь горения тогда составила 500 квадратных метров, а деревянная опалубка выгорела полностью.
Еще меньше повезло Риму. Так в 2021 году сгорела старинная переправа 19 века, построенная через реку Тибр. Называется он мостом Индустрии, он не просто обуглился, но и частично обвалился.
Еще одна печальная история случилась в 2019 году в Карелии, там в селе Шуерецкое Беломорского района полностью сгорел единственный мост, соединяющий населенный пункт с «большой землей». Люди просто потеряли возможность попасть в административный центр. Тушили мост — еще до приезда пожарной бригады — всем селом, но спасти его не удалось.
И тем не менее, таких случаев все же относительно немного. Это связано и с тем, что у мостов не слишком много рисков с точки зрения возгорания, и с тем, что строители используют современные способы огнезащиты этих важных городских и сельских строений.
Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”
Метки: #пожарная безопасность, #огнезащита металлоконструкций, #огнезащита, #огнезащита металла
21.03.2022, 1460 просмотров Поделиться: