Пожарная безопасность метро

Время прочтения:

Во многих крупных городах мира и России есть метрополитен. Многие воспринимают метро, как исключительно подземный вид транспорта, хотя на практике пути могут пролегать как на земле, так и над ней. Главной особенностью этого вида транспорта является то, что он пролегает не на улице, а вне ее, в том числе в тоннелях.

Несмотря на высокий комфорт и превосходную скорость, метро считается одним из самых опасных видов общественного транспорта с точки зрения противопожарной безопасности. Опыт показывает, что возгорания и задымления происходят в метрополитене довольно часто. А значит, при строительстве новых станций, тоннелей и подвижных составов очень важно соблюдать требования противопожарной безопасности и использовать соответствующие материалы.

вестибюль станции метро

Чем опасны пожары в метро?

Риск высокого ущерба при пожаре в метро связан с сочетанием нескольких факторов:

  • одновременное пребывание на территории большого количества пассажиров;
  • удаленность станций и тоннелей от поверхности — для того, чтобы покинуть метрополитен, нужно как минимум подняться вверх со станции, а в некоторых случаях — сначала еще и добраться до нее из тоннеля;
  • обилие сложных инженерно-технических решений, эксплуатация которых связана с электричеством;
  • высокий риск и высокая скорость задымления — в случае пожара дым буквально в считанные секунды заполняет станцию и может продвигаться по тоннелям даже до других станций.

Какие объекты метрополитена должны быть защищены от пожара?

Особую пожарную опасность представляют разные объекты метро. Именно они должны быть максимально надежно защищены от пожара, именно на них проводят противопожарную обработку. Прежде всего, к этой группе относятся:

  • депо — специальный парк, в котором хранят, ремонтируют и обслуживают подвижной состав;
  • все производственные, складские, административные и прочие здания, в особенности те, в которых размещаются любые горючие материалы;
  • понизительные подстанции — они предназначены для того, чтобы обеспечивать электрическую тягу для поездов метро;
  • любые объекты, которые еще строятся — станции, тоннели, наземные вестибюли и т.д.;
  • уже действующие станции и вестибюли — в этих местах собирается огромное количество пассажиров, соответственно, с этой точки зрения они считаются наиболее опасными местами;
  • любые сооружения, в которых прокладывают кабели, а также тоннели, шахты, камеры и другие технические помещения;
  • любые объекты, связанные с длительным пребыванием сотрудников метрополитена, а также специальные прохода персонала.

вагон метро

Требования к организации путей эвакуации

В случае пожара на метрополитене особенно важно обеспечить людям (как пассажирам, так и сотрудникам) возможность быстро и безопасно покинуть объект. Для этого исполняют следующие требования:

  • каждая пересадочная станция должна быть оборудована двумя выходами (это может быть как два вестибюля на каждой станции, так и просто дополнительный выход со станции, который в обычное время не используется);
  • для каждой станции рассчитывается необходимое число эскалаторов с учетом пропускной способности станции, возможного ремонта или отключения эскалатора по любым причинам;
  • все пути эвакуации должны быть защищены от огня, дыма и продуктов сгорания, эту функцию берет на себя тоннельная вентиляция;
  • пути эвакуации не должны быть перегорожены ничем;
  • во всех помещениях, где могут быть люди, должно быть предусмотрено аварийное освещение, к нему же должны быть присоединены световые указатели на путях эвакуации;
  • на протяжении всех путей эвакуации для отделки необходимо применять негорючие материалы, которые также защищают от воздействия дыма и высокой температуры.

Как метро защищено от дыма?

Как известно, один из самых опасных факторов в случае любого пожара — задымление. Люди могут погибнуть от продуктов сгорания, дым снижает видимость, мешает сориентироваться и быстро эвакуироваться. Поэтому защите от дыма на метрополитене уделяется очень серьезное внимание:

  • система противодымной защиты должна охватывать станции, тоннели, все пассажирские зоны, все служебные и технические помещения;
  • данная система должна выполнять свою функцию на протяжении времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, наружу, а также для того, чтобы обеспечить адекватные условия работы пожарных;
  • система устроена таким образом, что если возгорание произошло в составе, то запускается аварийный режим.

Очень важно, чтобы система противодымной защиты была спроектирована таким образом, чтобы ограничить распространение дыма и продуктов сгорания, не давая ему распространяться между помещениями, в особенности — попадать в зоны эвакуационных коридоров и безопасные пространства.

эскалатор метро

Внутренний пожарный водопровод

По правилам, все сооружения метрополитена обеспечиваются хозяйственно-питьевым, техническим и пожарным водопроводом. Если система объединена, то необходимо обустроить как минимум два ввода к разным участкам наружной сети водопровода. Если система разделена, то делается как минимум один ввод для хозяйственных и технических нужд, и как минимум два — для пожарных.

Счетчик воды может быть не рассчитан на пропуск воды в противопожарных объемах, в этом случае нужно предусмотреть обводную линию с задвижкой электропривода.

Насосы должны обеспечивать необходимый для противопожарных нужд напор.

Сигнализация и система оповещения пассажиров

Во время любого пожара очень важно, во-первых, вовремя обнаружить его, а во-вторых, действовать слаженно и быстро. Для решения первой задачи используется сигнализация. Ей должны быть оборудованы все узлы повышенной пожарной опасности. Кроме того, они же комплектуются автоматическими системами пожаротушения, способными быстро и эффективно решать свою задачу еще до приезда пожарных.

Чтобы пассажиры могли понять, как требуется вести себя, в метрополитене устанавливают систему оповещения и управления эвакуацией. Она должна быть в перегонных тоннелях, на платформах, в вестибюлях и кассовых залах — везде, где есть пассажиры. Данная система подразумевает наличие речевого оповещения, светоуказатели, видеоконтроль и т.д.

Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”


Метки: #противопожарная безопасность, #огнезащита метро, #пожарная безопасность метро, #пожарная безопасность

20.05.2022, 1361 просмотр

Поделиться:

Статьи об огнезащите

Все статьи
  • Требования пожарной безопасности к мангалам и тандырам

    В 2022 году, когда на официальном сайте «Росстандарта» был опубликован проект изменения № 3 к СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности». Эта редакция затронула так называемые теплогенерирующие аппараты, предназначенные для приготовления еды. Мангалы и тандыры входят в эту группу.

    Подробнее
  • Вреден ли асбест — правда и мифы о популярном материале

    В 2005 году строительную отрасль удивила новость — в большинстве западных стран на законодательном уровне запретили применение асбеста. Материал включили в перечень опасных канцерогенов первой категории, а вред от него уравняли с табачной продукцией. В России асбест не запрещен, но многие люди с тех пор с опаской поглядывают на шиферные крыши, асбестовые огнестойкие материалы и другую продукцию из этого сырья. Попробуем разобраться, стоит ли срочно избавляться от таких изделий и можно ли продолжать покупать новую асбестовую огнезащиту.

    Подробнее
  • Огнеупорные шнуры: как выбрать, виды, особенности

    Одна из популярных разновидностей сопутствующей огнезащитной продукции — это огнеупорные или уплотнительные шнуры. Они имеют достаточно широкую сферу применения и представлены в продаже у нас на сайте. В этой статье мы разберемся, что это такое, какой бывает данная продукция, поговорим о том, как правильно выбрать нужный вам материал.

    Подробнее