Способы и виды огнезащиты тоннелей

Время прочтения:

С каждым годом число тоннелей в России растет, пропорционально объему автомобильных и железнодорожных перевозок. Для того, чтобы эти конструкции были по-настоящему надежными и безопасными, важна не только их прочность, но и способность противостоять воздействию огня.

Почему возникают и чем опасны пожары в туннелях?

Чаще всего, возгорания в тоннелях начинаются из-за дорожно-транспортных происшествий. Автомобили, попавшие в аварию, могут загореться, а пожар — при отсутствии должной огнезащиты — может перекинуться на конструкцию тоннеля.

Также имеются дополнительные факторы риска:

  • большая длина тоннелей — с каждым годом строят все более длинные конструкции;
  • очень высокая скорость движения внутри тоннелей;
  • встречное движение транспортных средств;
  • перевозка горючих материалов и других легко воспламеняющихся веществ;
  • высокая плотность движения.

Пожары в тоннелях имеют свою специфику, связанную с особенностями данной конструкции. Такие бедствия отличаются:

  • сложностью доступа пожарных к очагу;
  • сложностью эвакуации автомобилей и людей;
  • риском обрушения конструкции, что приводит к существенному увеличению числа жертв и пострадавших.

Последствия пожаров в тоннелях

Одна из важнейших особенностей развития пожара в тоннеле — очень высокая скорость повышения температуры. Уже через несколько минут температура поднимается до +1000°C и выше. А значит конструкции получают очень сильный и резкий термический удар. Из-за этого по всей конструкции возникает напряжение, от перепада температур могут появиться трещины. А они в свою очередь приводят к разрушениям.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, почему так важна огнезащита тоннелей. Она позволяет решить сразу несколько задач:

  • повысить устойчивость конструктивных элементов к воздействию огня и высоких температур;
  • спасти максимум жизней;
  • защитить сам тоннель от обрушения, а значит — предотвратить лишние траты на его восстановление.

Типы огнезащиты тоннелей

Все способы огнезащиты таких путепроводов можно разделить на две группы:

  1. Пассивная — во время пожара защищает строительные элементы от перегрева, воздействия огня, перепадов температуры, что в конечном счете предотвращает разрушение. Главная задача пассивной огнезащиты — дать время. Время на то, чтобы люди могли эвакуироваться из опасного места. Время на то, чтобы пожарные могли добраться до места и устранить возгорание.
  2. Активная — различные меры, призванные стремительно реагировать на возникновение пожара и контролировать его. Задача этой огнезащиты — не позволить пламени разбушеваться и — опять же — обеспечить запас минут для эвакуации и тушения.

На практике в большинстве случаев используют оба типа, чтобы гарантировать максимальную защиту.

Способы пассивной огнезащиты тоннелей

В большинстве случаев тоннели строят из бетона, а пассивная огнезащита представляет собой различные способы обработки поверхности, предотвращающие прямое воздействие высокой температуры и огня на нее:

  1. Облицовка плитами — для этих целей подходят плиты, сделанные из негорючих, огне- и термостойких материалов, непременно экологически чистых и не дымящих, так как задымление — еще одна серьезная опасность для туннелей. Например, можно применять специальные силикат-кальциевые плиты, цементные с силикатным покрытием и т.д.
  2. Обмазки и штукатурки — простой, надежный и безопасный способ теплоизолировать железобетонные конструкции. С помощью таких покрытий обрабатывается вся поверхность, в случае пожара полученный теплоизоляционный слой защищает ее от перегрева.

Критерии выбора огнезащитных материалов для тоннелей

Выбирая составы, с помощью которых вы будете обрабатывать данные конструкции, нужно обращать внимание на следующие особенности:

  • негорючесть, способность противостоять даже прямому воздействию пламени — например, в случае взрыва пламя может подниматься на всю высоту тоннеля;
  • очень высокая термостойкость — до +1000°C, как уже было сказано, воздух в такой замкнутой конструкции раскаляется очень быстро;
  • материал не должен дымить — это очень важно, так как по данным многочисленных исследований, большинство людей в любом пожаре погибают именно от воздействия дыма, а не от огня, кроме того, дым существенно ухудшает видимость, что осложняет процессы эвакуации и тушения;
  • экологическая безопасность, отсутствие в составе вредных веществ, только в этом случае материал не будет выделять токсичные компоненты ни в обычном состоянии, ни при нагреве, а значит, люди не отравятся этими испарениями;
  • высокая прочность и долговечность — тоннели строятся на долгие годы, поэтому огнезащита тоже должна служить много лет (хотя, в зависимости от типа материала ее нужно время от времени обновлять);
  • простота обработки и монтажа — объем работ предстоит очень большой, они должны проводиться в кратчайшие сроки, поэтому обработка должна быть простой и быстрой;
  • доступная цена и возможность сэкономить при оптовых заказах — тут все ясно: тоннели длинные и большие, материала нужно много, чтобы собственник не разорился, нужно приобретать огнезащиту по разумной цене.

Известные пожары в тоннелях

На первый взгляд, может показаться, что пожары в тоннелях случаются не так уж часто. Но если посмотреть на историю последних десятилетий, вы убедитесь в обратном. Перечислим несколько нашумевших происшествий:

  • пожар в тоннеле Channel в Великобритании в 1996 году;
  • пожар в тоннеле Exilles в Италии в 1997 году;
  • пожар в тоннеле Prapontin в Италии, также в 1997 году;
  • пожар в тоннеле Mont Blanc в 1999 году;
  • пожар в тоннеле Munich Candid в Германии в 1999 году и т.д.

Очень страшный пожар с сотнями жертв случился в 1995 году в Баку. Десятки более или менее серьезных возгораний зарегистрированы также в тоннелях метрополитена, в том числе в России.

К счастью, в последние годы, благодаря использованию современных средств огнезащиты, число таких бедствий снизилось, а главное — менее трагичными стали их последствия.

Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”


Метки: #огнезащита тоннелей, #противопожарная безопасность, #пассивная огнезащита, #виды огнезащиты, #силикатно-кальциевые плиты, #огнезащита железобетона, #огнезащита бетона, #огнезащита метро, #пожарная безопасность метро

11.04.2022, 1162 просмотра

Поделиться:

Статьи об огнезащите

Все статьи
  • Требования пожарной безопасности к мангалам и тандырам

    В 2022 году, когда на официальном сайте «Росстандарта» был опубликован проект изменения № 3 к СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности». Эта редакция затронула так называемые теплогенерирующие аппараты, предназначенные для приготовления еды. Мангалы и тандыры входят в эту группу.

    Подробнее
  • Вреден ли асбест — правда и мифы о популярном материале

    В 2005 году строительную отрасль удивила новость — в большинстве западных стран на законодательном уровне запретили применение асбеста. Материал включили в перечень опасных канцерогенов первой категории, а вред от него уравняли с табачной продукцией. В России асбест не запрещен, но многие люди с тех пор с опаской поглядывают на шиферные крыши, асбестовые огнестойкие материалы и другую продукцию из этого сырья. Попробуем разобраться, стоит ли срочно избавляться от таких изделий и можно ли продолжать покупать новую асбестовую огнезащиту.

    Подробнее
  • Огнеупорные шнуры: как выбрать, виды, особенности

    Одна из популярных разновидностей сопутствующей огнезащитной продукции — это огнеупорные или уплотнительные шнуры. Они имеют достаточно широкую сферу применения и представлены в продаже у нас на сайте. В этой статье мы разберемся, что это такое, какой бывает данная продукция, поговорим о том, как правильно выбрать нужный вам материал.

    Подробнее