Способы и виды огнезащиты тоннелей
Время прочтения:С каждым годом число тоннелей в России растет, пропорционально объему автомобильных и железнодорожных перевозок. Для того, чтобы эти конструкции были по-настоящему надежными и безопасными, важна не только их прочность, но и способность противостоять воздействию огня.
Почему возникают и чем опасны пожары в туннелях?
Чаще всего, возгорания в тоннелях начинаются из-за дорожно-транспортных происшествий. Автомобили, попавшие в аварию, могут загореться, а пожар — при отсутствии должной огнезащиты — может перекинуться на конструкцию тоннеля.
Также имеются дополнительные факторы риска:
- большая длина тоннелей — с каждым годом строят все более длинные конструкции;
- очень высокая скорость движения внутри тоннелей;
- встречное движение транспортных средств;
- перевозка горючих материалов и других легко воспламеняющихся веществ;
- высокая плотность движения.
Пожары в тоннелях имеют свою специфику, связанную с особенностями данной конструкции. Такие бедствия отличаются:
- сложностью доступа пожарных к очагу;
- сложностью эвакуации автомобилей и людей;
- риском обрушения конструкции, что приводит к существенному увеличению числа жертв и пострадавших.
Последствия пожаров в тоннелях
Одна из важнейших особенностей развития пожара в тоннеле — очень высокая скорость повышения температуры. Уже через несколько минут температура поднимается до +1000°C и выше. А значит конструкции получают очень сильный и резкий термический удар. Из-за этого по всей конструкции возникает напряжение, от перепада температур могут появиться трещины. А они в свою очередь приводят к разрушениям.
Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, почему так важна огнезащита тоннелей. Она позволяет решить сразу несколько задач:
- повысить устойчивость конструктивных элементов к воздействию огня и высоких температур;
- спасти максимум жизней;
- защитить сам тоннель от обрушения, а значит — предотвратить лишние траты на его восстановление.
Типы огнезащиты тоннелей
Все способы огнезащиты таких путепроводов можно разделить на две группы:
- Пассивная — во время пожара защищает строительные элементы от перегрева, воздействия огня, перепадов температуры, что в конечном счете предотвращает разрушение. Главная задача пассивной огнезащиты — дать время. Время на то, чтобы люди могли эвакуироваться из опасного места. Время на то, чтобы пожарные могли добраться до места и устранить возгорание.
- Активная — различные меры, призванные стремительно реагировать на возникновение пожара и контролировать его. Задача этой огнезащиты — не позволить пламени разбушеваться и — опять же — обеспечить запас минут для эвакуации и тушения.
На практике в большинстве случаев используют оба типа, чтобы гарантировать максимальную защиту.
Способы пассивной огнезащиты тоннелей
В большинстве случаев тоннели строят из бетона, а пассивная огнезащита представляет собой различные способы обработки поверхности, предотвращающие прямое воздействие высокой температуры и огня на нее:
- Облицовка плитами — для этих целей подходят плиты, сделанные из негорючих, огне- и термостойких материалов, непременно экологически чистых и не дымящих, так как задымление — еще одна серьезная опасность для туннелей. Например, можно применять специальные силикат-кальциевые плиты, цементные с силикатным покрытием и т.д.
- Обмазки и штукатурки — простой, надежный и безопасный способ теплоизолировать железобетонные конструкции. С помощью таких покрытий обрабатывается вся поверхность, в случае пожара полученный теплоизоляционный слой защищает ее от перегрева.
Критерии выбора огнезащитных материалов для тоннелей
Выбирая составы, с помощью которых вы будете обрабатывать данные конструкции, нужно обращать внимание на следующие особенности:
- негорючесть, способность противостоять даже прямому воздействию пламени — например, в случае взрыва пламя может подниматься на всю высоту тоннеля;
- очень высокая термостойкость — до +1000°C, как уже было сказано, воздух в такой замкнутой конструкции раскаляется очень быстро;
- материал не должен дымить — это очень важно, так как по данным многочисленных исследований, большинство людей в любом пожаре погибают именно от воздействия дыма, а не от огня, кроме того, дым существенно ухудшает видимость, что осложняет процессы эвакуации и тушения;
- экологическая безопасность, отсутствие в составе вредных веществ, только в этом случае материал не будет выделять токсичные компоненты ни в обычном состоянии, ни при нагреве, а значит, люди не отравятся этими испарениями;
- высокая прочность и долговечность — тоннели строятся на долгие годы, поэтому огнезащита тоже должна служить много лет (хотя, в зависимости от типа материала ее нужно время от времени обновлять);
- простота обработки и монтажа — объем работ предстоит очень большой, они должны проводиться в кратчайшие сроки, поэтому обработка должна быть простой и быстрой;
- доступная цена и возможность сэкономить при оптовых заказах — тут все ясно: тоннели длинные и большие, материала нужно много, чтобы собственник не разорился, нужно приобретать огнезащиту по разумной цене.
Известные пожары в тоннелях
На первый взгляд, может показаться, что пожары в тоннелях случаются не так уж часто. Но если посмотреть на историю последних десятилетий, вы убедитесь в обратном. Перечислим несколько нашумевших происшествий:
- пожар в тоннеле Channel в Великобритании в 1996 году;
- пожар в тоннеле Exilles в Италии в 1997 году;
- пожар в тоннеле Prapontin в Италии, также в 1997 году;
- пожар в тоннеле Mont Blanc в 1999 году;
- пожар в тоннеле Munich Candid в Германии в 1999 году и т.д.
Очень страшный пожар с сотнями жертв случился в 1995 году в Баку. Десятки более или менее серьезных возгораний зарегистрированы также в тоннелях метрополитена, в том числе в России.
К счастью, в последние годы, благодаря использованию современных средств огнезащиты, число таких бедствий снизилось, а главное — менее трагичными стали их последствия.
Материал подготовлен сотрудниками компании “ИзолМакс”
Метки: #огнезащита тоннелей, #противопожарная безопасность, #пассивная огнезащита, #виды огнезащиты, #силикатно-кальциевые плиты, #огнезащита железобетона, #огнезащита бетона, #огнезащита метро, #пожарная безопасность метро
11.04.2022, 1162 просмотра Поделиться: